Франц Йозеф Гайдн |
Гайдн - великий мастер.
Вместе с Моцартом и Бетховеном Гайдн сформировал и довел до редкой
степени совершенства стиль венского классицизма. Начала этого стиля
лежат еще в эпохе барокко, а поздний его период подводит непосредственно
к эпохе романтизма. Пятьдесят лет творческой жизни Гайдна заполнили
глубочайшую стилистическую пропасть - между Бахом и Бетховеном. В 19 в.
все внимание было сосредоточено на Бахе и Бетховене, и при этом забывали
того гиганта, который сумел перекинуть мост между этими двумя мирами.
Его называют отцом инструментальной музыки. Это всё он Франц Йозеф Гайдн.
Не буду вас грузить биографией этого замечательного человека,
а лучше расскажу несколько занимательных фактов о его жизни.
участь гения
После того как молодого Гайдна выгнали за "полную профессиональную непригодность" из хора, он был переписчиком нот, учителем пения, бродячим музыкантом, скрипачом, органистом, аккомпаниатором... В эту бродячую и почти нищую пору жизни будущий великий композитор и дирижер обитал преимущественно на чердаках, и нередко случалось, что ночевал прямо на скамейках в парках Вены. Однако он не унывал.
- Если бы у меня был талант, меня бы признали сразу, - шутливо говаривал впоследствии по этому поводу Гайдн. - Но я, видимо, был гениален, а гениев, как известно, всегда поначалу не понимают, так уж в жизни заведено... Так что приходилось терпеть до поры до времени... Такова уж у нас, у гениев, участь.
музыка спасла...
Однажды в Лондоне Гайдн дирижировал своей симфонией. Любопытные лондонцы покинули места и толпились возле сцены, чтобы вблизи посмотреть на знаменитого человека. Внезапно с потолка в партер рухнула огромная и довольно тяжелая люстра; со страшным грохотом она разлетелась на тысячи осколков... По воле счастливого случая зрители, подошедшие к сцене, были спасены.
Глубоко взволнованный случившимся Гайдн сказал оркестрантам:
- А все-таки музыка моя чего-то да стоит, коли она спасла жизнь по меньшей мере сотне людей...
всей душой с вами!
Когда в 1805 году во Франции распространился слух о смерти Гайдна, парижские почитатели композитора решили провести траурное собрание, посвященное памяти великого маэстро. Гайдн, узнав об этом, поспешил им написать: "Я безгранично благодарен вам за организацию собрания, посвященного моей кончине. Жалею, что не могу лично принять в нем участия и дирижировать при исполнении траурного марша за упокой моей души"...
|
|